Регистрация



Новости от RedTram

Новотека

Свежие комментарии

Все комментарии

Опрос

Кто есть современная женщина?
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Всего голосов: 114
Категория: Общество
Просмотреть все опросы

Подписка

Введите свой Email:

К психическому миру будущего
(0 Голосов)
Психология и мышление

К психическому миру будущего В одной из последних статей (См. «Психологический аспект инновационного развития») нами была сделана попытка рассмотреть процесс инновационного развития через призму человеческой психики, а именно – через её бессознательную область. Вопрос это довольно серьёзный, а потому при его исследовании вполне возможно и естественно возникновение иных точек зрения. Как в «споре рождается истина», так и критическое отношение читателя к написанному, если оно не ставит своей целью праздный интерес, вполне может восприниматься как весьма ценное и своевременное.

Одно из таких критических замечаний и явилось кристаллизующим моментом, необходимым для того, чтобы психологический разбор нынешнего состояния общества был нами продолжен.

Вот мнение Юрия Фёдоровича (так зовут критика), возникшее у него после прочтения вышеупомянутой статьи: «Любой человек, прикоснувшись к безсознательному, оказывается в абсолютной темноте. И чтобы осветить темноту, он, по привычке, прибегает к рассудку, не понимая, что безсознательное с его мифологическими символами, знаками относится к миру чувства. А интенсивное увеличение скорости технического прогресса своим фактом вызывает экстенсивную компенсацию в личном безсознательном». Поэтому, по его мнению: «не надо будить зверя, он не спит».

Что касается «зверя» (бессознательное), то будить его, конечно же, никто и не собирался, т.к. он итак бодрствует все 24 часа в сутки. Тут интересно совсем другое, - насколько окружающие осознают то, что с ними происходит (в психологическом плане) и что с этим делать? Ведь, по-видимому, это совершенно ненормальная ситуация, когда технический прогресс не находит в душе человека адекватного отражения. Сам по себе этот прогресс носит объективный характер, а вот реакция человека на него - субъективна. Но чтобы идти в ногу со временем нам требуется соответствовать ему, поэтому компенсация экстенсивного свойства (не только в личном, но и в коллективном бессознательном) является для человечества такой же «пользой», как камень запазухой для утопающего. Такое положение вещей в свою очередь чревато тем, что технический прогресс будет направлен против человечества и в итоге может грозить человечеству (или большей его части) гибелью.

Тут, как представляется, многое зависит от того, как человек ответит на весьма важный в нравственном отношении вопрос: для чего быть научно-техническому прогрессу? В свою очередь, чтобы человек мог правильно на него ответить (и таким образом – продлить своё существование на планете), он должен обладать соответствующим пониманием. А вот для этого ему, в конечном счёте, и придётся понять (познать) самого себя, познать свою душу. Это неизбежно. Вот тут-то на первый план и выходит наука психология, как наука о душе, призванная помочь человеку найти ответ на этот первостепенный вопрос.

И в этом нет ничего необычного. Если обратить свой взор в прошлое, то можно отметить, что в критические моменты времени, характеризующиеся дикостью нравов и животной необузданностью древнего человека, основную часть ответа на этот вопрос брала на себя религия. Так было с христианством. Есть основания полагать, что так было и до него. Развитие человечества можно уподобить движению по спирали. А значит, рано или поздно, но неизбежно приходится решать подобные вопросы для того, чтобы подняться на ступеньку выше в своём развитии, а не скатиться на дно (процесс этот может показаться приятным, однако надо учитывать, что катиться придётся по ступенькам). Во втором случае восхождение придётся начинать с нуля.

Если говорить о христианстве, то оно возникло в грубом и безнравственном обществе античного мира. Роль церкви состояла в том, чтобы принять в себя все влечения животной природы людей, не служащие культурным целям непосредственно и направить предварительно организованную энергию этих влечений в нужном для церкви направлении.

С этой ролью (дающей человеку возможность переложить на институт церкви свои проблемы, носящие психический характер и сосредоточиться на чём-то другом) она, надо признать, худо-бедно справлялась (отпущение грехов по исповеди выступает здесь основным механизмом психологической помощи) до середины 20 столетия, в котором, как было отмечено в предыдущей статье, наступил серьёзный перелом, получивший название Закона времени. С этого момента проблемы человечества стали быстро нарастать, т.к. религиозные институты оказались неспособны по-прежнему выполнять эту роль в изменившихся условиях.

Мы можем проследить это на примере Европы, где большинство церквей были закрыты, чтобы затем «воскреснуть» в новом качестве - в виде ночных клубов и дискотек, где все «прелести» и влечения животной природы человека, не будучи, как прежде, направляемы в безопасное русло церковью, после недолгого «брожения» выплеснулись за рамки приличия. Не находящая себе достойного применения инфантильная картина мира коллективного бессознательного (как правило выраженная в девиациях сексуального поведения), прорвалась в сознание, компенсируя таким образом показную нравственность. По сути, утрата религиозности (о причинах этой утраты здесь подробно останавливаться не будем, - нам важен сам факт её) обнажила эту сторону психической жизни человека, которая за две тысячи лет практически не претерпела изменений. Человек оказался на низшей ступени нравственного развития, с которой он когда-то поднялся через передачу заботы о собственной душе христианской церкви.

Человек, в силу объективных причин (где основная - невозможность церкви под действием Закона времени выполнять свою роль далее) отказавшись от прежней формы перенесения энергии и не найдя взамен новой, неизбежно ступил на проторенный человечеством путь, дремавший последние два тысячелетия в его коллективном бессознательном. Это шаг назад, а не вперёд. От этого происходит один только вред, т.к. среда обитания человека изменилась очень и очень сильно. Мы оказываемся лицом перед необузданностью античного мира, сдерживаемой сегодня лишь только лицемерным общественным мнением: человек публично изощряется в показной нравственности, а на деле же, в тайне, ведёт образ жизни, диктуемый грубой, животной необузданностью античного мира.

Россия, в отличие от запада, имела шанс войти в новое тысячелетие в новом облике, сформированном людьми новой формации. Разрушение института церкви Л.Д.Троцким и В.И.Лениным привело к тому, что Россия обрела новую «церковь» в лице партии большевиков, которые, перехватив рычаги управления у троцкистов, сформулировали собственную идею, отвечающую интересам большинства граждан СССР. Психическая энергия миллионов людей была направлена на строительство общества будущего, которое по задумке главного идеолога большевиков – И.В.Сталина – должно было стать новой ступенью развития человечества в будущую эпоху. Это общество, имея более здоровые нравы, нежели те, что мы имеем сейчас, по праву должно было перенять у последнего эстафету движения человечества по пути духовного восхождения.

Однако, как это часто бывает на рубеже эпох, Сталин, как, безусловно, человек новой формации, на десятилетия предвосхитивший единственно возможный и правильный путь общественного развития человечества на данном этапе, вместе со своими единомышленниками потерпел локальное поражение (между тем опыт соцстроительства был небезуспешно перенят многими капиталистическими странами). Это позволило Западу через пятую колонну в СССР продлить своё существование в нынешнем качестве. Правда западное общество этим поставило себя и планету в тяжёлые условия, оттягивая время перехода на новый этап общественного развития. Как бы ни хотелось задержаться в текущем состоянии (на это, кстати, направлены теории, подобные мальтузианской и конвергенции, как попытки совместить прошлый и будущий пути развития, только применительно лишь к внешней стороне жизни общества), но выбор у человечества невелик – или движение в поступательном направлении, или откат в прошлое через череду катастроф и социальных потрясений.

Не получится и у Русской православной церкви войти в одну и ту же реку дважды. Во-первых, Закон времени неизбежно берёт своё и назад не пущает, а во-вторых, если принять в расчёт действие «космических сил» в процессе перехода от эпохи Рыб к эпохе Водолея, то и вовсе этот процесс без соответствующей трансформации автоматически делается невозможным. Конечно, было бы весьма здорово, если бы РПЦ возглавила процесс становления человека будущего, но для этого её самой пришлось бы измениться нравственно. Однако этот вариант выглядит фантастичным – весьма нелегко отказываться от дорогих подношений и комфорта Мерседеса высшего класса во имя интересов других людей.

Также стоит обратить внимание и на набирающее силу течение возврата россиян к традиционной древнеславянской культуре. Здесь необходимо отметить то, что само по себе это позитивное движение следует также подвергнуть переосмыслению, т.к. хотя язычество древних славян было лишено пороков, присущих дохристианскому античному миру (до нас дошли сведения, что Иисус, прежде чем начать проповедовать среди древней еврейской общины, бывал на Руси и именно здесь он увидел ту самую жизнь, о которой впоследствии рассказывал своему народу), однако с тех пор жизнь изменилась настолько, что без приведения культурных традиций русов в соответствие с новыми современными формами подняться на следующую эволюционную ступень своего развития будет нереально. Кроме того, за минувшее тысячелетие наш люд подвергся интенсивному влиянию западной культуры, которое по своему характеру можно смело рассматривать как регрессивное. Особенно сильное действие эта культура возымела с развитием информационных технологий, устранивших барьер распространению информации разного рода. Плоды этого явления мы и наблюдаем сегодня в России. Вряд ли русским людям по душе те ценности, что были грубо привиты ему пропагандой западного образа жизни. Да и сделано это было лишь для того, чтобы эту душу разрушить. И хотя на Руси всегда были здравомыслящие люди, однако масштабы захлестнувшей нас информационной чернухи приняли такие угрожающие размеры, что это сегодня главная государственная проблема, решить которую мы обязаны в первую очередь, если хотим сохраниться дальше как единый народ с единой государственностью.

Как уже отмечалось выше, в средние века психическая энергия масс трансформировалась в религиозное отправление с присущей ему символикой (культы, обряды, мистерии и пр.), благодаря чему она (энергия) находила себе применение. Но символы не единственный путь, которым достигается перенесение грубых животных влечений человека. Есть альтернативный путь – достижение нравственной свободы и автономии людей, когда они без принуждения, только благодаря своему пониманию, могли бы делать то, что до?лжно. И если религиозность удерживает нас в состоянии инфантильности и этической неполноценности, то нравственная автономия и понимание внутренних, психических особенностей собственной жизни позволяет стать хозяевами самим себе, осмысленно направляя психическую энергию в нужное русло, ведущее по пути духовного восхождения, отражённого в достижениях науки и техники.

Соответственно нельзя согласиться с нашим критиком, призывающим не касаться тёмных глубин подсознания, оставляя их всецело на откуп чувственной сфере. Если такое допустить, то решение вопроса манипуляции общественным сознанием для тех, кто жаждет власти, не будет слишком сложной задачей (в чём мы воочию убеждаемся сегодня). Но можно ли подобным образом избежать духовной деградации или перейти на новую ступень развития? Конечно, нет! Каждый может себе представить, что будет, если мы распространим американскую модель демократии на весь мир. Планета недолго продержится под таким «натиском» и смоет всю эту деградирующую «тусовку» с глаз долой, если это раньше за неё не сделают создатели нового мирового порядка.

Чтобы мы могли благополучно избежать данной нелицеприятной перспективы, нам необходимо мыслить при разрешении психологических проблем настолько здраво, насколько это вообще возможно для homo sapiens. Человечеству следует явить миру человека новой формации, для которого осмысление своей душевной жизни будет соответствовать духу времени и поможет его продвижению вверх по эволюционной лестнице.

Применительно к ситуации в нашей стране, характеризующейся стремлением президента видеть Россию процветающей (по оглашению), благодаря чему у него возникло некое подобие диалога с инноваторами во главе с футурологом Максимом Калашниковым (интересно то, что президент наладил диалог таким окольным путём, а не обратился к учёному сообществу напрямую, - видимо были на то причины), можно в качестве одной из главных причин невосприимчивости чиновников, олигархического меньшинства и простого обывателя к инновационным идеям обозначить ту, по которой эти люди просто не готовы воспринять те идеи, что основным требованием выдвигают высокий нравственно-этический уровень их личности. Этому можно найти и объяснение: эти люди после смерти И.В.Сталина, и последующего за ней сворачивания с социалистического пути (см. «Наш момент истины»), воспитывались вообще вне какой-либо религиозности, тайно лелея желания «сладкой» жизни, звуки которой с регулярной периодичностью доносились из-за «бугра».

Быть может, эта последняя мысль кому-то покажется несущественной, а то и вовсе невозможной (это, впрочем, касается и любой другой мысли, изложенной в данной статье). Такое нельзя отрицать - любая точка зрения, кому бы она не принадлежала, носит субъективный характер. И всё же было бы неразумно отвергать тот вывод, что сам напрашивается после всех наших рассуждений, - главное, что должно быть сделано на данном этапе – это изменение нашей психологии, стереотипов нашего мышления. Следует воспитать человека новой формации, умеющего «укрощать» и переносить свою психическую энергию, порождённую бессознательным, не на устаревшие формы, ведущие к духовной деградации (т.к. тянут его за собой в прошлое), а на диктуемое духом времени строительство общества будущего, в котором человечность и нравственная автономия (в обозначенном выше смысле) целостных личностей будет давать полезный выход их незадействованной психической энергии, принося в мiр радость жизни, гармонию духа и материальное благополучие, а не порождая индивидуальную или массовую шизофрению.

Комментарии:

Метки: безопасность | будущее | кризис | наука | психика | психология | человечность

Похожие статьи:
 
Интересная статья? Поделись ей с другими:
НедавниеПопулярныеСлучайные
Использование и распространение материала приветствуется
(с активной ссылкой на источник)
Творческое объединение ПРАВДА© 2008-2016