Регистрация



Новости от RedTram

Новотека

Свежие комментарии

Все комментарии

Опрос

История. Наука или вымысел?
 
 
 
Всего голосов: 39
Категория: История
Просмотреть все опросы

Подписка

Введите свой Email:

Психологический аспект инновационного развития
(1 Проголосовало)
Государство и общество

Ещё не скоро стихнут споры, возникшие вокруг нашумевшей статьи Дмитрия Анатольевича. Ещё впереди всестороннее осмысление озвученных им устремлений (речь здесь о пяти составляющих его видения инновационного развития России в областях: энергетической, ядерных и информационных технологий, космической, медицинской).

В связи с этим возникло стойкое желание углубиться в один принципиальный вопрос. Без осознания его первостепенной важности в деле строительства общества будущего и соответствующей корректировки нашего курса, мы не сможем даже рассчитывать на то, что системные кризисы, подобные нынешнему, не повторятся в течение ближайших десятилетий.

Нынешний финансово-экономический кризис (как и все предыдущие кризисы двадцатого столетия), являясь детищем современной научной парадигмы, красноречиво свидетельствует об искусственном отрыве поступательного развития естественнонаучных воззрений от внутреннего состояния общества, в котором мы живём.

Двадцатый век преподнёс нам хороший урок, выявив нашу неспособность угнаться за развитием техносферы. Психологически мы оказались не готовы к тому, что каждому из нас в течение всей своей жизни придётся постоянно учиться и постигать всё новое, чтобы хотя бы идти в ногу со временем (планирование будущего оттого становится сферой приложения усилий лишь тех немногих, кто, имея широкий кругозор, может видеть направленность течения глобальных процессов сегодня и направлять их в нужное русло завтра). Эта неготовность наглядно подтверждается неразвитостью гуманитарной науки наших дней. Сама же неготовность проявляется в том, что как бы мы серьёзно не продвигались по пути развития техносферы, мы неизбежно наступаем на грабли, наносящие нам урон, соизмеримый с научными открытиями человечества в естественнонаучной сфере. Чем революционнее эти открытия, тем революционнее урон: уже сегодня мы столкнулись с неприемлемыми темпами и масштабами деградации среды обитания, когда нарушено равновесие биоценозов и не происходит их восстановления. Уже сегодня мы констатируем стремительное исчезновение многих видов животного и растительного мира. Над человечеством нависли угрозы, ставящие его на грань вымирания вследствие различных техногенных катастроф, эпидемий, войн, голода, отсутствия чистой пресной воды и т.п.

Современное человечество всё более походит на личность, у которой протекает латентная стадия шизофрении и которая тем больше рискует обрести все ярко выраженные симптомы этой болезни из-за необратимой диссоциации сознания, чем больше она закрывает глаза на внутренние психические процессы («обитателей» тёмных глубин подсознания), занимаясь лишь своими научно-интеллектуальными изысканиями. Но природа так устроена, что просто нельзя обходить стороной одну из сфер жизни человека, будь это сознательное или бессознательное. Развитие должно быть гармоничным, а в психике должно наблюдаться равновесное состояние, характеризующееся тем, что и сознательное, и бессознательное удостоены внимания в равной мере. Иначе «угнетаемая» сторона всё же возьмёт своё, но так как она это сделает насильственным способом, то о целостности личности можно будет забыть.

То же справедливо и в научной жизни. Сегодня два блока научных дисциплин развиваются совершенно разнонаправленно. И если в естественных науках мы шагнули далеко вперёд, то в гуманитарных мы как минимум остались на уровне воззрений первой половины 20 века. Это состояние характеризуется тем, что органично присущие каждому человеку психические механизмы (речь идет, прежде всего, о коллективном бессознательном), на которых базируется вся интеллектуально-рассудочная деятельность, остались на уровне человека прошлого с его архаичным мифологическим «багажом». Этот «багаж» большей своей частью сформирован в древности, когда человек мыслил в основном иррационально, не пытаясь найти объективную истину с помощью активного научного исследования, а прибегал к объяснению процессов и явлений внешней и внутренней жизни общества через наделение их магическими свойствами и мифотворчество (тому были свои причины, на которых мы здесь не будем останавливаться, т.к. это увело бы нас далеко в сторону). Античность, средние века и новое время существенных изменений в этот процесс не внесли, а лишь несколько подретушировали коллективное бессознательное человеческой психики.

Здесь нам следует обратить внимание на одно важное обстоятельство, прочно цементировавшее всё содержимое нашего подсознания («архива», в котором собран весь опыт человечества), ответственного за отражение окружающего нас мира и придание смыслового содержания нашим чувственным ощущениям посредством устойчивых образных архаико-мифологических форм (архетипов). Это обстоятельство получило название Закона времени, смысл которого состоит в том, что научно-технический прогресс изменил информационное состояние нашего общества. Этот информационный перелом произошёл в прошлом столетии. До этого момента можно было констатировать, что знания и технологии сменялись реже, нежели сменялись поколения людей. Благодаря этому происходила консервация фундаментальной части достигнутого уровня психического развития человека (в её основе, напомню, лежат разнообразные мифы, порождённые людьми), не привнося в неё никаких революционных изменений. Теперь же мы видим обратное – при жизни одного поколения технологии сменяют друг друга с такой быстротой, что человек едва ли оказывается способен адекватно реагировать на данные изменения.

Причина этой неспособности идти в ногу со временем кроется в нашем бессознательном. Наше внутреннее психическое содержание не соответствует нашему новому состоянию (сознательное и подсознательное должны не только находиться в некоем равновесии друг относительно друга, но и вытекать одно из другого): мы не заглянули в глубь себя, не переосмыслили свой «багаж», не перестроились внутренне. Не помогла нам в этом и наука. Стоит отказаться от стремления только её винить в этом, т.к. в конечном итоге наукой занимаются люди, а значит, им также присущи те же особенности, что и простому обывателю. С другой стороны мы вправе были надеяться, что, посвятив себя неизведанному, люди науки смогут уловить веяния нового духа (положение обязывало) – Духа времени и найдут возможность ему соответствовать, переосмыслив для этого всё известное прошлое человечества и на этой основе внутренние бессознательные автоматизмы своего поведения. Но к нашему глубокому сожалению по различным причинам этого не случилось. Переход на новую ступень общественного развития оказался не подкреплён изнутри – в результате по своим нравственно-этическим качествам человечество осталось на прежнем уровне, в то время как его интеллектуальный продукт (технологии) шагнул далеко вперёд.

Но было бы неверно думать, что подобного рода моменты становятся понятны только сейчас. Впервые движение мысли в этом направлении мы можем видеть у Сталина И.В., который ещё в 1952 году в своей работе «Экономические проблемы социализма в СССР» однозначно указал на этот момент: «Было бы неправильно думать, что можно добиться такого серьёзного культурного роста членов общества без серьёзных изменений в нынешнем положении труда. Для этого нужно прежде всего сократить рабочий день по крайней мере до 6, а потом и до 5 часов. Это необходимо для того, чтобы члены общества получили достаточно свободного времени, необходимого для получения всестороннего образования. Для этого нужно, далее, ввести общеобязательное политехническое обучение, необходимое для того, чтобы члены общества имели возможность свободно выбирать профессию и не быть прикованными на всю жизнь к одной какой-либо профессии».

В то же время мы должны избавиться от мысли, что эту перестройку мы можем осуществить малыми силами, - без переосмысления своих психических механизмов поведения. Время ставит перед нами весьма жёсткие рамки – или мы будем соответствовать его вызовам или нам «смерть», если говорить словами Иосифа Виссарионовича. А для этого мы должны признать, что решающее значение в деле инновационного развития не только нашей страны, но и всего мира, приобретает наука психология. Будущее человечества всецело зависит от её развития.

Полностью уяснив себе этот момент, мы гарантированно приходим к выводу о том, что пересмотр «багажа» бессознательного и замена не отвечающих требованиям времени старых стереотипов новыми невозможны без соответствующего изменения программ и технологий в образовательной сфере. Мы должны раз и навсегда отказаться от кодирующей педагогики с её заучиванием прошлых догм и «истин». Время диктует нам новые условия, - мы должны перейти к методологическому образованию, направленному на освоение подрастающими поколениями навыка мыслить самостоятельно, творчески, нестандартно и глобально.

Возвращаясь к тому, с чего была начата данная статья, следует отметить, что задуманное президентом Д.Медведевым можно воплотить только в том случае, если мы сумеем взрастить новые кадры – кадры, которые решают всё в современных реалиях. Мы должны все силы бросить на то, чтобы создать тот кадровый и человеческий потенциал, который явится нашим пропуском в будущее. Надо немедленно начать переподготовку трудоспособного населения (как это было реализовано в сталинские времена, где была выстроена целая система получения дополнительного образования без отрыва от производства, но с добавлением некоторых новшеств в виде сокращения рабочего времени на период обучения так, чтобы после него человек имел возможность заниматься воспитанием своих детей в семье) и начать перевод нашей образовательной системы на новые рельсы. Учёным гуманитариям в этом принадлежит решающая роль, поэтому им следует все свои устремления обратить в будущее, а не заниматься списыванием друг у друга «научных» диссертаций в погоне за всевозможными регалиями и длинным рублём.

Сегодня мы не имеем права уклоняться от этого пути. Время уже не ждёт, – мы исчерпали отведённый им нам на раздумье срок, насчитывающий без малого почти шесть десятков лет.

Россия, вперёд?

Емельян Разумеев

Комментарии:

Метки: будущее | общество | политика | приоритет | психология | развитие | сознание | техносфера

Похожие статьи:
 
Интересная статья? Поделись ей с другими:
НедавниеПопулярныеСлучайные
Использование и распространение материала приветствуется
(с активной ссылкой на источник)
Творческое объединение ПРАВДА© 2008-2016