Регистрация



Новости от RedTram

Новотека

Свежие комментарии

Все комментарии

Опрос

Следите ли Вы за тем, что едите?
Просто так на этот сайт Вы бы не зашли. Интересно как повлияла прочитанная, увиденная и услышанная информация на то, что Вы употребляете в пищу.
 
 
 
 
 
 
Всего голосов: 60
Категория: Еда, пища, продукты
Просмотреть все опросы

Подписка

Введите свой Email:

Арктическая прародина индоевропейцев
(0 Голосов)
История

Наталья Гусева

АРКТИЧЕСКАЯ ПРАРОДИНА ИНДОЕВРОПЕЙЦЕВ

Спросим себя: в какие глубины времен уходит наша история? "Наша" и в смысле определения всех народов, говорящих на языках индоевропейской семьи, и в смысле конкретного применения этого термина к славянам - самого крупного массива в среде этих народов.

Мы живем сейчас в так называемом периоде голоцена, который начался после ухода последнего ледника (XIII тысячелетие до н.э.). Людей, которые тогда бродили по землям, свободным ото льда, покрывавшего ранее значительную часть Западной и Восточной Европы, история относит к периоду древнего каменного века. Ледник медленно отползал к северу, оставлял за собой богато обводненные пастбища, по которым за ним следовали травоядные животные, а за ними - охотники. Основой социальной структуры общества тогда были небольшие семейные и, возможно, складывавшиеся семейно-родовые группы людей. Придя на север, эти малочисленные группы или постепенно оседали или продолжали бродить в поисках добычи.


Взаимные древнейшие контакты этих мелких групп приводили к нарастанию процесса взаимного познания, и соответственно к выработке слов, понятных для двух или более групп. Не исключено, что развивались и родственные отношения между некоторыми из них. Складывались древнейшие исходные формы тех языков, которые развились впоследствии в индоевропейскую семью. Речь, слово, магия речи, взаимопроникновение речевых форм - все это восходит в основном своем словарном запасе именно к долгому периоду соседства далеких предков этих народов на приполярных землях. К такой схеме приходят многие историки и лингвисты, придерживающиеся так называемой полярной или арктической теории.

В условиях потеплевшего климата на Крайнем Севере стали складываться первые объединения разрозненных групп людей, начали образовываться первоплемена: далекие предки тех народов, которые восприняли генетически их расовый тип, именуемый европеоидным (но ни в коем случае не "арийским"!) и сохранили многие древние формы их языков.

Остановимся на упомянутой арктической теории. Она начала прокладывать свой путь в науку в XIX веке. Первым крупным трудом о дальнем Севере явилась книга американского исследователя Уоррена "Найденный рай, или колыбель человечества на Северном полюсе" (последнее из десяти ее переизданий вышло в 1893 году).

В том же веке многие русские ученые стали выявлять элементы сходства не только между западноевропейскими языками, но и славянскими, а также со словами древнеиндийского санскрита - языка, на котором древними арьями были созданы Веды, собрания гимнов, книги священных знаний. Последняя из них, Ригведа была завершена в Индии, но неизвестно, где создавалась главная масса ее текста. При проводимых сопоставлениях слов выяснилось, что наибольшее число совпадений и сближений приходится на санскрит и славянские языки [1]. В науке сформировалось понятие индоевропейских языков - обширнейшей группы, имеющей общий корень.

Известный санскритолог Индии Бал Гангадхар Тилак (1856-1920) призвал к необходимости заняться глубокими исследованиями памятников древнеиндийской литературы и указал на возможную, а точнее вероятную связь предков арьев с Арктическим регионом. Его книга "Арктическая родина в Ведах" впервые вышла в 1903 г. и неоднократно переиздавалась. Она переведена на многие языки, но, к сожалению, кроме русского, хотя славянам-то как раз и следовало бы знать этот труд, поэтому я предлагаю конспекты тех отрывков из книги Тилака, которые связаны с Арктикой.

 

Бал Гангадхар Тилак
АРКТИЧЕСКАЯ РОДИНА В ВЕДАХ
Перевод с английского

Предисловие

Некоторые ученые уже объявили о своем убеждении, что изначальную область сложения человечества нужно усматривать в Арктическом регионе, а доктор Уоррен, ректор Бостонского университета, опередил в известной степени мой труд, издав свою призывающую к размышлению книгу "Найденный рай, или Колыбель человечества на Северном полюсе"... Я делаю лишь один шаг дальше и показываю, что его теория в той мере, в какой она касается выявления родины изначальных арьев, полностью подтверждается традициями Вед и Авесты, и - что еще более важно - последние выводы геологов не только согласуются с описанным в Авесте разрушением арийского рая, но дают нам возможность отнести его существование ко времени, предшествующему последнему периоду оледенения.

...Арьи не были автохтонами ни в Европе, ни в Центральной Азии - их исходный регион лежал где-то вблизи Северного полюса в эпоху палеолита. И они мигрировали оттуда в Азию и Европу не под влиянием "неодолимого импульса", а потому что наступили неблагоприятные изменения в климате этого региона.

В древнейших книгах арийской расы - в Ведах и Авесте содержится достаточно утверждений, чтобы доказать, что древняя родина арьев лежала где-то около Северного полюса...

Обращаясь к традициям, мифам и верованиям Вед, мы имеем возможность увидеть, что они возникли много тысяч лет тому назад и были без изменений переданы нам, а потому вполне возможно, что в этих древних книгах мы можем найти следы изначальной приполярной родины арьев, и указания на то, что они жили в самые давние времена в пределах Полярного круга...

Было принято говорить о приполярных областях как о землях, где время света и тьмы тянется по 6 месяцев... Но мы должны видеть различие между самим полюсом и Приполярьем, которое лежит от полюса до Полярного круга. Длительность дня и ночи, как и сезонов, в разных точках Приполярья не может быть и не бывает такой же, как в точке полюса.

Характеристики приполярных областей

1. Солнце всегда видно к югу от точки зенита наблюдателя.
2. Значительное число звезд, всегда над горизонтом и всегда видимы. Другие звезды восходят и заходят, как в среднеклиматической зоне, и вращаются по более наклонным кругам.
3. Год состоит из трех частей: а) долгая непрерывная ночь во время зимнего солнцестояния длится до 6 месяцев (длительность ночи зависит от широты, на которой находится наблюдатель); б) во время летнего солнцестояния длится долгий день; в) чередование дней и ночей.
4. Рассвет после полярной ночи длится ряд дней, но его время и яркость меньше, чем в точке полюса (степень зависит от точки наблюдения)... В дни восходов и заходов солнце то появляется, то скрывается, будучи видимо над горизонтом в течение некоторой части суток.

Нами здесь описаны главные пункты различных характеристик полюса и циркумполярной зоны, которых нет больше нигде на земном шаре... Какие же из упомянутых характеристик мы встречаем в священных книгах?

Ошибочно считается, что все традиции, мифы и божества, упоминаемые в Ригведе, относятся к какому-то конкретному периоду... Ригведа - это книга, в которой старые данные о разных периодах настолько смешаны, что требуется долго и терпеливо работать, чтобы разделить и классифицировать ее содержание в хронологическом порядке...

Так, например, по большинству текстов Ригведы мы знаем бога Индру как бога грома и молнии, главного среди богов. Однако, в Ригведе (Х, 89, 2, 4) мы встречаем более архаичное указание на то, что бог Индра "поддерживает небо и землю, как колеса повозки поддерживаются осью"... и вращает "отдаленную сферу, как колеса повозки"... Если мы объединим эти два указания получится, что небо поддерживается шестом (осью) и движется, как колесо. Описываемое движение соотносится только с той небесной полусферой, которую можно наблюдать лишь на Северном полюсе...

В Ригведе (1, 24, 10) созвездие Большой Медведицы описывается как высокостоящее, что соответствует положению, видимому только в циркумполярной области...

Утверждение, что день и ночь богов длятся по 6 месяцев, крайне широко распространено в древнеиндийской литературе...

В Авесте (Вендидад, фаргард II), в священной книге парсов, мы видим аналогичное утверждение, отметающее все сомнения касательно его полярного характера: "Что они считают днем, то есть год".

И здесь же Ахура Мазда говорит: "...Там звезды, месяц и солнце можно лишь один раз в год видеть восходящими и заходящими, и год кажется только одним днем"...

Зори

Богиня зари Ушас, очень заметное в Ведах и любимое божество, восславляется в Ригведе в 20 гимнах и упоминается в ней более 300 раз... В этих гимнах мы находим возможность доказать весомую суть нашей теории, выявив по возможности то, что наиболее древние описания зари явно носят характер, указывающий на Арктику...

В Ригведе кони зари иногда именуются столь медленными, что люди устают ждать, видя, как она медлит на горизонте [3].

Говорится также, что она в давние дни была "наиболее длительной"...

О зорях говорится, что они подобны собирающимся в войско воинам или коровам, сходящимся в стадо, и что они не спорят одна с другой, хотя и живут все вместе... Это никак не может относиться к 360 ежедневным зорям в году... Таким образом, мы должны прийти к выводу, что в Ригведе явно говорится о единстве многих зорь, ход которых не прерывается ежедневным появлением солнца...

Пять сестер-зорь, говорится в "Тайттирийя-Самхите", имеют по пять сестер, не считая самих себя, и тогда выходит, что их общее число равно 30. И описывается, как эти 30 сестер ходят по кругу... А в последнем стихе этого описания есть завершающее указание, что, хотя зори в разные дни выглядят по-разному, они все же являются единой зарей...

По строкам памятников ясно видно, что зорь много, и они гармонично сочетаются, составляя непрерывную и нераздельную группу...

Надо помнить, что ведические зори описываются не как 45-60-дневные, а как 30-дневные... т.е. речь идет не о самой точке полюса, а о землях южнее...

Долгий день и долгая ночь

Поскольку в ведической литературе выразительно повествуется о долгой 30-дневной заре или о группе в 30 зорь, то ясно, что этому должна была предшествовать долгая ночь, и при таком условии в году должен быть и долгий день...

Многие строфы Ригведы повторяют о долгой и страшной тьме, которая скрывает врагов бога Индры, и которых он должен уничтожить, борясь с демонами-дасами...

Ведические барды часто молили богов избавить их от мрака, как, например, в Ригведе (II, 27, 14; VII, 67, 2 и др.). ...И не только люди, но и боги жили в условиях долгого мрака - так говорится о боге Агни (Х, 124, 1; II, 2, 2)...

Ведь ночи зимнего сезона в тропической или среднеклиматической зоне длятся в наши дни столько же времени, сколько они длились здесь и тысячи лет назад, и никто из нас, не испытывают волнения в ожидании зари, которая завершит ночь...

Значит, ночи, которых боялись ведические барды в древности, были не просто зимними ночами. Это было нечто другое, нечто длящееся долго, когда хотя и понимали, что это не на век, все же эта продленность тьмы утомляла и заставляла с тоской ждать рассвета...

В Ригведе (VII, 87, 5) о боге Варуне сказано, что "он создал себе золотое качание солнца, как качели". Это говорит о непрерывно видимом кружении солнца на небесах. И этой там же повторяется (88, 3). Здесь отражен тот факт, что только в арктических областях солнце, подобно качелям, когда оно не сразу скрывается за горизонтом каждые сутки...

Семь и десять месяцев

Встречаются ли в Ведах такие же следы условий Арктики касательно сезонов, месяцев и лет?... Характеристики климата арктической зоны и зоны умеренного климата столь не совпадают, что наши предки ведического периода, продвигавшиеся оттуда к югу в силу наступающего похолодания, встретились с необходимостью воспринять календарь, связанный с географическими и астрономическими условиями новых для них мест... Но нам следует видеть, что консервативные жрецы стремились сохранить как можно больше черт старого календаря или, по крайней мере, древних традиций в той или иной форме, особенно в том, что связано с обрядом жертвоприношений...

Выявим в ведической литературе точные указания на длительность ежегодных жертвоприносительных церемоний. Эти указания не легендарны по своему характеру, они точны и реалистичны. Известно, что жертвоприношения - это древнейший институт, обнаруживаемый у народов азиатской и европейской ветвей арийской расы... детали проведения этих церемоний сохранялись в строгом соответствии с обычаем и традициями... и жрецы, не умея иногда их объяснить, ссылались на "практику, известную с незапамятных времен".

На различных широтах Приполярья длительность периодов света и мрака в разные времена года разнится... Примерно на полюсе солнце светит 7 месяцев, но чем дальше к югу, оно светит и по 8, 9, и 10 месяцев... Эти месяцы были периодами активного проведения жертвоприносительных церемоний...

Следует упомянуть здесь тот факт, что число солнечных коней в Ригведе бывает не только 7 (I, 50, 8), но и 10 (IX, 63, 9), и если считать, что первое число определяет количество месяцев, то и второе - тоже...

В Ригведе описывается две категории жрецов-ангирасов - "навагва" и "дашагва" (Х, 62, 5 и 6)... Считается, что навагва служили в течение 9 месяцев света ("нава" - девять), а дашагва - 10 ("даша" - десять).

Почему их служебные функции завершались в 10 месяцев, а не продолжались весь год, т.е. 12 месяцев?.. Описанные в Ведах подвиги бога Индры, а также роль навагвов и дашагвов четко связаны с фактом ежегодного высвобождения солнца и "коров" утра из темного плена, куда их заключил Вала. Этот взгляд поддерживается словами "Индра разыскал солнце, сокрытое во мраке"... Мы видим также, что Индра убил Валу в этом мраке в конце года, а навагвы и дашагвы поддерживали его пением гимнов... которые должны были завершиться до начала новой битвы... т. е. в течение 10 месяцев света... После двух месяцев мрака жрецы снова начинали их петь...

Есть указания, что служба могла длиться и 7 месяцев (Ригведа, Х, 47, 6)... Навагвов и дашагвов называют "проводящими обряды в сроки различной длительности", т.е. срок, в течение которого они пели гимны, соответствовал длительности светового года в конкретной местности, на конкретной широте.

Позднее эти же церемонии стали длиться ... и по 12 месяцев, когда ведические арьи пришли на юг, в те места, где прежние формы богослужений стали неисполнимыми и приняли альтернативную форму...

В Авесте и у других арийских рас выявляются аналогичные подсчеты длительности года. Достаточно лишь указать здесь, что древнеримский год состоял из 10 месяцев и уже довольно поздно был заменен сроком в 12 месяцев...

И эту традицию нельзя просто игнорировать: ведь сохраняется название "десятый" для последнего месяца календаря - "децембер", 10-й.. Полярная теория бросает свет на эти древние традиции, на реликты того периода, когда предки индоевропейцев жили вместе в циркумполярной области. Эти два "лишних" месяца были временем долгой ночи... Переселившиеся на юг люди просто их добавили к прежнему году...

Хотя есть достаточно свидетельств того, что год мог состоять из 10 месяцев, нельзя утверждать, что это было его единственное исчисление. Легенда об Адити указывает на существование 7-месячной длительности солнечного света в году, а наличие 30 непрерывных зорь поддерживает такое заключение...

Какого бы взгляда мы не придерживались, наличие 7-8-9-10-11-месячного года на древней арийской родине в пределах Арктического круга является фактом...

Мифы и Арктическая теория

Считают, что ведические боги были обожествленными явлениями природы, такими, как появление зари или молнии, рассекающей грозовые тучи [4].

Но надо сказать, что, несмотря на все эти теории, многие описания и очень содержательные легенды ведических текстов остаются не объясненными... Некоторые из них могут быть удовлетворительно разъяснены только в свете арктической теории...

Известно, что четыре основных момента были успешными достижениями (Индры в борьбе с Вритрой):
- освобождение вод,
- освобождение коров,
- восстановление зари,
- появление солнца.

"Теория гроз" объясняет два первых момента, а "теория зари" - два последних... Из этих двух теорий древние последователи школы Нирукта придерживались той, которая связана лишь с освобождением вод и была ближе к восприятию Индры только как бога-громовника. ...Этот же взгляд приняли ученые Запада, и он сейчас доминирует в науке. Но он настолько неадекватен Ведам, что при зарождении другой теории, которая сможет объяснить большую часть (если не все) из четырех указанных моментов легенд, все без колебаний откажутся от "теории грозы" в пользу новой.

По моему мнению, ошибочно полагать, что битва между Индрой и Вритрой изначально отражала конфликт между богом-громовником и дождевыми тучами. На деле это была борьба между силами света и мрака, следы чего обнаруживаются и в "Айтарейя Брахмане" - там лишь Индра, один из всех богов, описывается как взявший на себя долг изгнания асуров из мрака ночи. О том, что Индра - бог света, говорится и во многих строках Ригведы: он нашел свет (III, 34, 4; VIII, 15, 5; X, 43, 4) во мраке (I, 100, 8; IV, 16, 4), создал зарю и солнце (II, 17, 7; II, 21, 4; III, 31, 15), озарил мрак зарей и солнцем (I, 62, 5). Это он заставил солнце светить (VIII, 3, 6) и взойти на небо (I, 7, 3), т.е. проложил путь солнцу (Х, 111, 3), нашел солнце в том мраке, который его скрывал (II, 19, 5; III, 39, 5)...

При таких условиях необходимо понять и объяснить и природу и суть тех вод, которые описаны в Ведах... Ошибка многих исследователей состоит в том, что они подразумевают под водами исключительно дождевые воды. На самом же деле все сложнее.

В Ригведе много раз встречается понятие "апа", обозначающее небесные, или эфирные воды: они следуют по путям богов и являются вблизи солнца (I, 23, 17-18). В (VII, 49, 2) мы читаем, что есть воды небесные и текущие по земным руслам, т.е. четко указывается на разницу между ними... Именно воды способствовали движению небесных тел... И если воды прекратят движение, то последствия будут тяжелы - солнце, луна и звезды не смогут взойти, и мир погрузится во тьму.

Теперь мы можем понять суть преступных действий Вритры, остановившего ток этих вод. В своем скрытном убежище на дне нижнего мира он задержал воды, прекратив их течение в верхний мир, и победа Индры означала их освобождение из когтей Вритры и придание им возможности снова двигаться вверх.

Победе Индры приписывался четырехфазный характер: освобожденные воды принесли с собой зарю, солнце, луну и коров - дни и утренние лучи...

Поймем, поразмыслив, что все моменты легенды о космической циркуляции вод нельзя сочетать лишь с ежедневным появлением и уходом солнца. В Ригведе (Х, 62, 2) сказано, что жрецы, помогавшие Индре в битве за коров, победили Валу в конце года, т.е. битва была ежегодной, а не ежедневной. И затем там же (VIII, 32, 26) указано, что Индра убил водного демона Арбуду льдом, а не своей громовой ваджрой, как это ему свойственно, а это значит, что конфликт разгорался зимой, в сезон льда и снега, что подтверждается и в Авесте, где солнце и воды прекращают зимой свой ход. В Ригведе крепости Вритры называются "осенними", а значит борьба началась осенью и шла всю зиму. Мы видим также, что жертвы приносились сто ночей (о ста ночах битвы речь идет и в Авесте).

Остановимся теперь на легендах, обычно разъясняемых в связи с периодом весны, и поясним, как этого недостаточно для удовлетворительного понимания некоторых моментов, а именно тех, что говорят о подвигах Ашвинов - богов-врачей. Подвиги этих близнецов описаны в ряде гимнов Ригведы...

В памятниках о правилах жертвоприношений их четко связывают с зарей... Возжигание жертвенного костра, заря и восход солнца описываются как совпадающие с появлением Ашвинов (I, 157, 1; VII, 72, 4) или говорится, что они появляются вместе с разгорающейся зарей, когда "тьма еще таится меж красных коров" (Х, 61, 4)... Мы не можем игнорировать факт, что они являются утренними божествами, приводящими вместе с собою зарю или свет утра...

Они должны были омолодить, излечить и спасти ослепших, охромевших и пострадавших (в битве) - так говорится о них во многих гимнах...

Я не могу согласиться с тем, что все это можно объяснить "теорией весны", протекающей в южных широтах... Солнце, конечно, "слабеет" за зиму, но все же его "слепота" особенно означает глубокий мрак... а не ежесуточную ночь, с которой подвиги Ашвинов просто не сочетаются... не соотносятся с долгим исчезновением солнца в арктической ночи. "Теория весны" не может объяснить факт длительных страданий разных "пациентов" Ашвинов, если рассматривать весну, происходящую в южных широтах...

Важно учесть и места, где страдали спасенные Ашвинами... Это воды, лишенные света лучей солнца (I, 182, 6), что подобно описанию темных вод океана (II, 23, 18) - это все относится к нижнему миру...

Надо подчеркнуть, что в Ригведе утренние созвездия - Ашвины спасают людей при помощи лодок (I, 116, 3; I, 182, 6). О них говорится, что они имеют и колесницу, и лодку, и их колесница может двигаться и по небу, и по воде (I, 30, 18; I, 46, 7)...

В Ригведе (I, 22, 17-18; I, 154, 2) изложена легенда о трех длинных шагах Вишну. По старой трактовке, эти три шага означали шаги по земле, по воздуху и по небу (есть и другие объяснения)... Его третий шаг не виден смертным и птицам (I, 155, 5)... Два других шага - видны... Я предполагаю, что эти три шага - периоды движения солнца. Первые два - от весны до середины лета (времени солнцестояния, высшего подъема солнца) и от середины лета до конца светлого времени года. Третий шаг Вишну делает за горизонтом зимой, когда солнца не видно вообще.

Не даром в Ригведе говорится, что борьба Индры с демоном Шамбарой (одним из аналогов Вритры) начиналась на 40-й день осени, или на 8-1 месяц после весны, а это значит, что в течение 8 месяцев солнце было видимо...

Арии и пять рас

В Ригведе часто встречается упоминание пяти человеческих рас (паньча джанах). Это могли быть те народы, которые жили вместе с арьями на общей Арктической прародине.

На вопрос, где и когда раса арьев отделилась от других рас, как и где развилась речь арьев, мы ответить не можем... Антропология не дает нам данных о том, когда, где и как человеческие расы разделились по цвету и языку. Более того, уже доказано, что на самом раннем этапе, которым датируются найденные останки человека, раса людей уже была разделена на несколько несходных типов... Конечно, арьи и их культура не могли сложиться внезапно в конце последнего межледникового периода, и стоит предположить, что в это время они уже существовали как народ и воспринимали ближайших соседей как иные, отличные от себя народы.

Примечания

[1] С небольшими предварительными сводками сходных слов и словообразующих частиц читатель может ознакомиться, обратившись к сборнику: Древность: Арьи. Славяне. М., 1996. Там же впервые опубликован список рек русского Севера, названия которых переводятся или разъясняются через санскрит.

[2] В силу значительных трудностей, связанных с переводом книги Тилака и с полным ее изданием на русском языке, предлагаем читателю отрывки из большей части глав.

В данной публикации опущены части текста, посвященные подробному анализу терминов на ведическом санскрите, а также дискуссии автора с другими учеными по разъяснениям и уточнениям переводов и комментариев, связанных с публикациями Ригведы в Индии и в странах Запада. Книга Тилака содержит 13 глав и завершается общим индексом терминов, списком цитированных автором гимнов Вед и строф из памятников ведической литературы, а также из Авесты. Следует отметить, что употребляемое Тилаком в тексте определение "арийская раса" соответствует уровню современной ему науки, но не принято в наше время в научных исследованиях.

[3] Читатель может найти в русском переводе (Ригведа. Мандалы I-IV. М., 1989) слова гимна 49 мандалы I о том, что заря Ушас загорается "со всех концов неба", а в гимне 113 - "она идет вслед за толпой минувший (зорь)", она "самая первая из многих... из этих прежних сестер в течение многих дней она идет ближайшая вслед за прежней". Это явное свидетельство длительного разгорания зари.

[4] Далее в тексте Тилак называет эти гипотезы "теорией зари" и "теорией грозы".

Комментарии:

 
Интересная статья? Поделись ей с другими:
НедавниеПопулярныеСлучайные
Использование и распространение материала приветствуется
(с активной ссылкой на источник)
Творческое объединение ПРАВДА© 2008-2016